Objective of the study was to develop and substantiate the theoretical and applied aspects of creating a health-forming educational system based on the implementation of the pedagogical and health-improving potential of an educational institution. Methods and structure of the study. The methods of generalization, systematization, methods of analysis of normative documents, the study and generalization of the advanced pedagogical experience of general education schools were used to specify the main goals and objectives of the health-forming pedagogical system and develop the content of its main elements for the full implementation of the pedagogical and health-improving potential of an educational institution for the formation of health, timely socialization and prevention of deviant behavior of students. Results and conclusions. A model of a health-forming system has been developed, which is based on the use of health-saving educational and health technologies and is aimed at mastering a complex of knowledge about health, building an individual strategy for the formation and preservation of the health of schoolchildren. It was revealed that the main elements of the health-forming pedagogical system are organizational and pedagogical technologies; educational technologies; health-improving technologies; psychological and pedagogical technologies; socially adaptive and personality-developing technologies. The results of the implementation of this model are the formation of the value attitude of students to health, sustainable interest and need for physical culture and sports activities, the physical, mental and social health of the student, and also contributes to the full implementation of the pedagogical and health-improving potential of the educational institution in the formation of health, timely socialization and prevention of deviant behavior of students.
Keyword: health; technology; competence; motivation; pedagogical potential; educational system; schoolchildren
Цель исследования - разработать и обосновать теоретические и прикладные аспекты создания здоровьеформирующей образовательной системы на основе реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения. Методика и организация исследования. Использованы методы обобщения, систематизации, методы анализа нормативных документов, изучение и обобщение передового педагогического опыта общеобразовательных школ для конкретизации основных целей и задач здоровьеформирующей педагогической системы и разработки содержания ее основных элементов для полноценной реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения по формированию здоровья, своевременной социализации и профилактики девиантного поведения учащихся. Результаты исследования и выводы. Разработана модель здоровьеформирующей системы, которая основана на применении здоровьесберегающих образовательных и оздоровительных технологий и направлена на освоение комплекса знаний о здоровье, построение индивидуальной стратегии формирования и сохранение здоровья школьников. Выявлено, что основными элементами здоровьеформирующей педагогической системы являются организационно-педагогические технологии; учебно-воспитательные технологии; лечебно-оздоровительные технологии; психолого-педагогические технологии; социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии. Результатами реализации данной модели является формирование ценностного отношения учащихся к здоровью, устойчивого интереса и потребности в физкультурно-спортивной деятельности, физическое, психическое и социальное здоровье школьника, а также содействует полноценной реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения по формированию здоровья, своевременной социализации и профилактики девиантного поведения учащихся.
Ключевые слова: здоровье, технологии, компетентность, мотивация, педагогический потенциал, образовательная система, школьники
Название публикации (dc.title) | ORGANIZATION OF THE HEALTH-FORMING SYSTEM IN GENERAL EDUCATION SCHOOLS = ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ |
Автор/ы (dc.contributor.yazarlar) | Касмалиева Анаркан Сарыгуловна |
Вид публикации (dc.type) | Makale |
Язык (dc.language) | Rusça |
Год публикации (dc.date.issued) | 2023 |
Национальный/Международный (dc.identifier.ulusaluluslararasi) | Uluslararası |
Источник (dc.relation.journal) | Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury / Теория и практика физической культуры |
Номер (dc.identifier.issue) | 6 |
Страница (dc.identifier.startpage) | 108-110 |
ISSN/ISBN (dc.identifier.issn) | ISSN: 0040-3601 |
Издатель (dc.publisher) | Научно-издательский центр Теория и практика физической культуры (Москва) |
Базы данных (dc.contributor.veritaban) | elibrary |
Базы данных (dc.contributor.veritaban) | Kaynak web sitesi |
Базы данных (dc.contributor.veritaban) | Scopus |
Вид индекса (dc.identifier.index) | Scopus |
Импакт-фактор (dc.identifier.etkifaktoru) | CiteScore 2021 / 0.4 / SJR 2021 - 0.204 / SNIP 2021 - 0.724 |
Резюме (dc.description.abstract) | Objective of the study was to develop and substantiate the theoretical and applied aspects of creating a health-forming educational system based on the implementation of the pedagogical and health-improving potential of an educational institution. Methods and structure of the study. The methods of generalization, systematization, methods of analysis of normative documents, the study and generalization of the advanced pedagogical experience of general education schools were used to specify the main goals and objectives of the health-forming pedagogical system and develop the content of its main elements for the full implementation of the pedagogical and health-improving potential of an educational institution for the formation of health, timely socialization and prevention of deviant behavior of students. Results and conclusions. A model of a health-forming system has been developed, which is based on the use of health-saving educational and health technologies and is aimed at mastering a complex of knowledge about health, building an individual strategy for the formation and preservation of the health of schoolchildren. It was revealed that the main elements of the health-forming pedagogical system are organizational and pedagogical technologies; educational technologies; health-improving technologies; psychological and pedagogical technologies; socially adaptive and personality-developing technologies. The results of the implementation of this model are the formation of the value attitude of students to health, sustainable interest and need for physical culture and sports activities, the physical, mental and social health of the student, and also contributes to the full implementation of the pedagogical and health-improving potential of the educational institution in the formation of health, timely socialization and prevention of deviant behavior of students. |
Резюме (dc.description.abstract) | Keyword: health; technology; competence; motivation; pedagogical potential; educational system; schoolchildren |
Резюме (dc.description.abstract) | Цель исследования - разработать и обосновать теоретические и прикладные аспекты создания здоровьеформирующей образовательной системы на основе реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения. Методика и организация исследования. Использованы методы обобщения, систематизации, методы анализа нормативных документов, изучение и обобщение передового педагогического опыта общеобразовательных школ для конкретизации основных целей и задач здоровьеформирующей педагогической системы и разработки содержания ее основных элементов для полноценной реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения по формированию здоровья, своевременной социализации и профилактики девиантного поведения учащихся. Результаты исследования и выводы. Разработана модель здоровьеформирующей системы, которая основана на применении здоровьесберегающих образовательных и оздоровительных технологий и направлена на освоение комплекса знаний о здоровье, построение индивидуальной стратегии формирования и сохранение здоровья школьников. Выявлено, что основными элементами здоровьеформирующей педагогической системы являются организационно-педагогические технологии; учебно-воспитательные технологии; лечебно-оздоровительные технологии; психолого-педагогические технологии; социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии. Результатами реализации данной модели является формирование ценностного отношения учащихся к здоровью, устойчивого интереса и потребности в физкультурно-спортивной деятельности, физическое, психическое и социальное здоровье школьника, а также содействует полноценной реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения по формированию здоровья, своевременной социализации и профилактики девиантного поведения учащихся. |
Резюме (dc.description.abstract) | Ключевые слова: здоровье, технологии, компетентность, мотивация, педагогический потенциал, образовательная система, школьники |
URL (dc.rights) | https://www.elibrary.ru/item.asp?id53951226 |
Факультет / Институт (dc.identifier.fakulte) | Spor Bilimleri Fakültesi |
Кафедра (dc.identifier.bolum) | Beden Eğitimi ve Spor Öğretmenliği Bölümü |
Автор(ы) в учреждении (dc.contributor.author) | Anarkan KASMALİYEVA |
№ регистрации (dc.identifier.kayitno) | BL42DDA168 |
Дата регистрации (dc.date.available) | 2023-10-20 |
Заметка (Год публикации) (dc.identifier.notyayinyili) | 2023 |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | health |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | technology |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | competence |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | motivation |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | pedagogical potential |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | educational system |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | schoolchildren |