В статье рассматриваются имена собственные в рамках макротекста на примере текстов современных авторов. Раскрывается роль поэтонимов при работе с образом героя: именование как показатель социального статуса, самовосприятие имени, имя в коммуникативных ситуациях и др. В настоящее время мы наблюдаем увеличение интереса к изучению ономастики, включая литературную ономастику. Художественное произведение представляет собой особую область функционирования имен собственных: здесь слова соотносятся не только с реальным миром, но и с созданной действительностью; не только с современным дискурсом, но и с языком самого произведения. В художественном тексте онимические единицы устанавливают ассоциативные связи, переосмысливаются сначала автором, а затем читателем. Поэтому имена собственные являются важным компонентом в системе средств художественной выразительности. Изучение имен собственных в художественном произведении проясняет авторский замысел, а также позволяет более глубоко и полно интерпретировать текст. Актуальность исследования заключается в том, что работ, посвященных изучению языка современной прозы не так много, кроме того, в научной литературе недостаточно полно изучена роль имен собственных в произведениях художественной литературы. Предметом данного исследования являются имена собственные в художественном тексте. Объектом нашего исследования выступают имена собственные художественного текста в современной прозе. Цель работы - выявить специфику ИС и их роль в структуре художественного текста на примере текстов современных авторов. Материалом явились имена собственные, полученные методом сплошной выборки из текстов современных авторов. Теоретико-методологической основой стали труды отечественных и зарубежных лингвистов. При анализе практического материала использовался описательный метод, производилась систематизация ономастических единиц, а также обобщение относительно связующей роли данных языковых элементов в художественном тексте. Задачи: определить функции онима в художественном тексте, определить особенности имен героев в произведениях современных авторов, определить их стилистические функции. В ходе исследования были использованы метод сплошной выборки при отборе языкового материала (имен собственных) и описательный метод при анализе имен собственных. Результаты: имя является носителем определенного значения, в котором отражается концептуальный замысел автора. Установлено, что выбор имен собственных в художественном произведении определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: имена собственные играют особенно важную роль в структуре художественного текста, служа ключом для выражения авторской творческой индивидуальности, принципов, убеждений и отношения к реальному миру. Если писатель удачно выбирает имя для своего героя, то такое имя приобретает определенную семантико-стилистическую нагрузку и углубляет эмоционально-художественное впечатление как от данного образа, так и от всего произведения в целом.
Ключевые слова: художественный текст, имя собственное, поэтоним, ономастикон, персонаж, вторичная реальность
Название публикации (dc.title) | ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА |
Автор/ы (dc.contributor.yazarlar) | Айнура Кабатай кызы |
Вид публикации (dc.type) | Makale |
Язык (dc.language) | Rusça |
Год публикации (dc.date.issued) | 2023 |
Национальный/Международный (dc.identifier.ulusaluluslararasi) | Uluslararası |
Источник (dc.relation.journal) | Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice |
Номер (dc.identifier.issue) | 8 |
Том/№ (dc.identifier.volume) | 9 |
Страница (dc.identifier.startpage) | 321-329 |
ISSN/ISBN (dc.identifier.issn) | Online ISSN: 2414-2948 |
Издатель (dc.publisher) | Издательский центр «Наука и практика» |
Базы данных (dc.contributor.veritaban) | elibrary |
Вид индекса (dc.identifier.index) | Alan Indeks |
Вид индекса 2 (dc.identifier.Not (Indeks)) | RINS |
Импакт-фактор (dc.identifier.etkifaktoru) | 0,310 / 2022-RINS |
Резюме (dc.description.abstract) | В статье рассматриваются имена собственные в рамках макротекста на примере текстов современных авторов. Раскрывается роль поэтонимов при работе с образом героя: именование как показатель социального статуса, самовосприятие имени, имя в коммуникативных ситуациях и др. В настоящее время мы наблюдаем увеличение интереса к изучению ономастики, включая литературную ономастику. Художественное произведение представляет собой особую область функционирования имен собственных: здесь слова соотносятся не только с реальным миром, но и с созданной действительностью; не только с современным дискурсом, но и с языком самого произведения. В художественном тексте онимические единицы устанавливают ассоциативные связи, переосмысливаются сначала автором, а затем читателем. Поэтому имена собственные являются важным компонентом в системе средств художественной выразительности. Изучение имен собственных в художественном произведении проясняет авторский замысел, а также позволяет более глубоко и полно интерпретировать текст. Актуальность исследования заключается в том, что работ, посвященных изучению языка современной прозы не так много, кроме того, в научной литературе недостаточно полно изучена роль имен собственных в произведениях художественной литературы. Предметом данного исследования являются имена собственные в художественном тексте. Объектом нашего исследования выступают имена собственные художественного текста в современной прозе. Цель работы - выявить специфику ИС и их роль в структуре художественного текста на примере текстов современных авторов. Материалом явились имена собственные, полученные методом сплошной выборки из текстов современных авторов. Теоретико-методологической основой стали труды отечественных и зарубежных лингвистов. При анализе практического материала использовался описательный метод, производилась систематизация ономастических единиц, а также обобщение относительно связующей роли данных языковых элементов в художественном тексте. Задачи: определить функции онима в художественном тексте, определить особенности имен героев в произведениях современных авторов, определить их стилистические функции. В ходе исследования были использованы метод сплошной выборки при отборе языкового материала (имен собственных) и описательный метод при анализе имен собственных. Результаты: имя является носителем определенного значения, в котором отражается концептуальный замысел автора. Установлено, что выбор имен собственных в художественном произведении определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: имена собственные играют особенно важную роль в структуре художественного текста, служа ключом для выражения авторской творческой индивидуальности, принципов, убеждений и отношения к реальному миру. Если писатель удачно выбирает имя для своего героя, то такое имя приобретает определенную семантико-стилистическую нагрузку и углубляет эмоционально-художественное впечатление как от данного образа, так и от всего произведения в целом. |
Резюме (dc.description.abstract) | Ключевые слова: художественный текст, имя собственное, поэтоним, ономастикон, персонаж, вторичная реальность |
URL (dc.rights) | https://www.elibrary.ru/item.asp?id54306326 |
DOI (dc.identifier.doi) | 10.33619/2414-2948/93/37 |
Факультет / Институт (dc.identifier.fakulte) | İletişim Fakültesi |
Кафедра (dc.identifier.bolum) | Gazetecilik Bölümü |
Автор(ы) в учреждении (dc.contributor.author) | Aynura Kabatay Kızı |
№ регистрации (dc.identifier.kayitno) | BL9FD82744 |
Дата регистрации (dc.date.available) | 2023-10-20 |
Заметка (Год публикации) (dc.identifier.notyayinyili) | 2023 |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | artistic text |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | proper name |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | poetonym |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | onomasticon |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | character |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | secondary reality |