Цветолексемы в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

ХХ век привнес заметное количество новых идей и аспектов в изучение цвета, а именно формирование собственных методов и подходов к изучению цвета в каждой отрасли знания. Цвет стал рассматриваться как знак, или символ, который способен передавать дополнительные смыслы, помимо традиционного названия цвета. Отмечается, что «цвет превратился из средства изображения в средство выражения». Актуальность исследования обусловлена важностью функциональной предназначенности цветолексем в художественном тексте, являющиеся выражением философско-мировоззренческой концепции автора. Объектом работы стала цветопись избранного произведения, нормативное и индивидуально-авторское ее использование в тексте. Целью данной статьи является анализ средств и форм формирования цветовой картины мира И. А. Бунина в рассказе «Чистый понедельник», при помощи таких теорий как: теория функциональных стилей, теория дискурса, теория грамматики конструкций. Задачи: определить цветовые концепты, объективирующие индивидуальный речевой опыт писателя; установить взаимодействие грамматического, смыслового принципов в функционировании тех или иных цветолексем. Результаты: цветовая палитра представлена лексемами белый, серый, голубой, малиновый, розовый, гранатовый и некоторыми другими (всего около 20 слов). Установлено, что выбор лексем и словосочетаний определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: цветолексемы могут иметь разное значение: номинативное, оценочное и символическое. В художественном тексте реализуются, как правило, все значения. В зависимости от синтагматики одни цветолексемы выполняют чисто номинативную функцию, другие - полифункциональны за счет включения оценочной семы. Символическое значение может преобладать над другими значениями.

Views
113
12.09.2022 since the date of
Downloaded
1
12.09.2022 since the date of
Last Access Date
28 Mayıs 2024 11:38
Google Check
Click
Full text
Detailed View
Publication Name
(dc.title)
Цветолексемы в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»
Author/s
(dc.contributor.yazarlar)
Айнура Кабатай кызы
Publication type
(dc.type)
Makale
Language
(dc.language)
Rusça
Publication year
(dc.date.issued)
2022
National/International
(dc.identifier.ulusaluluslararasi)
Uluslararası
Source
(dc.relation.journal)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
Number
(dc.identifier.issue)
8
Volume/Issue
(dc.identifier.volume)
8
Page
(dc.identifier.startpage)
483-489
ISSN/ISBN
(dc.identifier.issn)
Online ISSN: 2414-2948
Publisher
(dc.publisher)
Издательский центр «Наука и практика»
Databases
(dc.contributor.veritaban)
elibrary
Index Type
(dc.identifier.index)
Alan Indeks
Index Type 2
(dc.identifier.Not (Indeks))
RINS
Impact Factor
(dc.identifier.etkifaktoru)
0,353 / 2021-RINS
Abstract
(dc.description.abstract)
ХХ век привнес заметное количество новых идей и аспектов в изучение цвета, а именно формирование собственных методов и подходов к изучению цвета в каждой отрасли знания. Цвет стал рассматриваться как знак, или символ, который способен передавать дополнительные смыслы, помимо традиционного названия цвета. Отмечается, что «цвет превратился из средства изображения в средство выражения». Актуальность исследования обусловлена важностью функциональной предназначенности цветолексем в художественном тексте, являющиеся выражением философско-мировоззренческой концепции автора. Объектом работы стала цветопись избранного произведения, нормативное и индивидуально-авторское ее использование в тексте. Целью данной статьи является анализ средств и форм формирования цветовой картины мира И. А. Бунина в рассказе «Чистый понедельник», при помощи таких теорий как: теория функциональных стилей, теория дискурса, теория грамматики конструкций. Задачи: определить цветовые концепты, объективирующие индивидуальный речевой опыт писателя; установить взаимодействие грамматического, смыслового принципов в функционировании тех или иных цветолексем. Результаты: цветовая палитра представлена лексемами белый, серый, голубой, малиновый, розовый, гранатовый и некоторыми другими (всего около 20 слов). Установлено, что выбор лексем и словосочетаний определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: цветолексемы могут иметь разное значение: номинативное, оценочное и символическое. В художественном тексте реализуются, как правило, все значения. В зависимости от синтагматики одни цветолексемы выполняют чисто номинативную функцию, другие - полифункциональны за счет включения оценочной семы. Символическое значение может преобладать над другими значениями.
URL
(dc.rights)
https://www.elibrary.ru/item.asp?id49321452
DOI
(dc.identifier.doi)
10.33619/2414-2948/81/52
Faculty / Institute
(dc.identifier.fakulte)
İletişim Fakültesi
Department
(dc.identifier.bolum)
Gazetecilik Bölümü
Author(s) in the Institution
(dc.contributor.author)
Aynura Kabatay Kızı
Kayıt No
(dc.identifier.kayitno)
BL619B3C0F
Record Add Date
(dc.date.available)
2022-09-12
Notes (Publication year)
(dc.identifier.notyayinyili)
2022
Subject Headings
(dc.subject)
color lexemes
Subject Headings
(dc.subject)
qualitative adjectives
Subject Headings
(dc.subject)
relative adjectives
Subject Headings
(dc.subject)
functions of color naming lexemes
Subject Headings
(dc.subject)
symbolism of some color designations
Subject Headings
(dc.subject)
artistic text
Analyzes
Publication View
Publication View
Accessed countries
Accessed cities
Our obligations and policy regarding cookies are subject to the TR Law on the Protection of Personal Data No. 6698.
OK

creativecommons
Bu site altında yer alan tüm kaynaklar Creative Commons Alıntı-GayriTicari-Türetilemez 4.0 Uluslararası Lisansı ile lisanslanmıştır.
Platforms