Цветолексемы в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

ХХ век привнес заметное количество новых идей и аспектов в изучение цвета, а именно формирование собственных методов и подходов к изучению цвета в каждой отрасли знания. Цвет стал рассматриваться как знак, или символ, который способен передавать дополнительные смыслы, помимо традиционного названия цвета. Отмечается, что «цвет превратился из средства изображения в средство выражения». Актуальность исследования обусловлена важностью функциональной предназначенности цветолексем в художественном тексте, являющиеся выражением философско-мировоззренческой концепции автора. Объектом работы стала цветопись избранного произведения, нормативное и индивидуально-авторское ее использование в тексте. Целью данной статьи является анализ средств и форм формирования цветовой картины мира И. А. Бунина в рассказе «Чистый понедельник», при помощи таких теорий как: теория функциональных стилей, теория дискурса, теория грамматики конструкций. Задачи: определить цветовые концепты, объективирующие индивидуальный речевой опыт писателя; установить взаимодействие грамматического, смыслового принципов в функционировании тех или иных цветолексем. Результаты: цветовая палитра представлена лексемами белый, серый, голубой, малиновый, розовый, гранатовый и некоторыми другими (всего около 20 слов). Установлено, что выбор лексем и словосочетаний определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: цветолексемы могут иметь разное значение: номинативное, оценочное и символическое. В художественном тексте реализуются, как правило, все значения. В зависимости от синтагматики одни цветолексемы выполняют чисто номинативную функцию, другие - полифункциональны за счет включения оценочной семы. Символическое значение может преобладать над другими значениями.

Просмотры
113
12.09.2022 - с этой даты
Скачано
1
12.09.2022 - с этой даты
Дата последнего доступа
28 Mayıs 2024 11:38
Проверка Google
Нажмите
Полный текст
Детальный вид
Название публикации
(dc.title)
Цветолексемы в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»
Автор/ы
(dc.contributor.yazarlar)
Айнура Кабатай кызы
Вид публикации
(dc.type)
Makale
Язык
(dc.language)
Rusça
Год публикации
(dc.date.issued)
2022
Национальный/Международный
(dc.identifier.ulusaluluslararasi)
Uluslararası
Источник
(dc.relation.journal)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
Номер
(dc.identifier.issue)
8
Том/№
(dc.identifier.volume)
8
Страница
(dc.identifier.startpage)
483-489
ISSN/ISBN
(dc.identifier.issn)
Online ISSN: 2414-2948
Издатель
(dc.publisher)
Издательский центр «Наука и практика»
Базы данных
(dc.contributor.veritaban)
elibrary
Вид индекса
(dc.identifier.index)
Alan Indeks
Вид индекса 2
(dc.identifier.Not (Indeks))
RINS
Импакт-фактор
(dc.identifier.etkifaktoru)
0,353 / 2021-RINS
Резюме
(dc.description.abstract)
ХХ век привнес заметное количество новых идей и аспектов в изучение цвета, а именно формирование собственных методов и подходов к изучению цвета в каждой отрасли знания. Цвет стал рассматриваться как знак, или символ, который способен передавать дополнительные смыслы, помимо традиционного названия цвета. Отмечается, что «цвет превратился из средства изображения в средство выражения». Актуальность исследования обусловлена важностью функциональной предназначенности цветолексем в художественном тексте, являющиеся выражением философско-мировоззренческой концепции автора. Объектом работы стала цветопись избранного произведения, нормативное и индивидуально-авторское ее использование в тексте. Целью данной статьи является анализ средств и форм формирования цветовой картины мира И. А. Бунина в рассказе «Чистый понедельник», при помощи таких теорий как: теория функциональных стилей, теория дискурса, теория грамматики конструкций. Задачи: определить цветовые концепты, объективирующие индивидуальный речевой опыт писателя; установить взаимодействие грамматического, смыслового принципов в функционировании тех или иных цветолексем. Результаты: цветовая палитра представлена лексемами белый, серый, голубой, малиновый, розовый, гранатовый и некоторыми другими (всего около 20 слов). Установлено, что выбор лексем и словосочетаний определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: цветолексемы могут иметь разное значение: номинативное, оценочное и символическое. В художественном тексте реализуются, как правило, все значения. В зависимости от синтагматики одни цветолексемы выполняют чисто номинативную функцию, другие - полифункциональны за счет включения оценочной семы. Символическое значение может преобладать над другими значениями.
URL
(dc.rights)
https://www.elibrary.ru/item.asp?id49321452
DOI
(dc.identifier.doi)
10.33619/2414-2948/81/52
Факультет / Институт
(dc.identifier.fakulte)
İletişim Fakültesi
Кафедра
(dc.identifier.bolum)
Gazetecilik Bölümü
Автор(ы) в учреждении
(dc.contributor.author)
Aynura Kabatay Kızı
№ регистрации
(dc.identifier.kayitno)
BL619B3C0F
Дата регистрации
(dc.date.available)
2022-09-12
Заметка (Год публикации)
(dc.identifier.notyayinyili)
2022
Тематический рубрикатор
(dc.subject)
color lexemes
Тематический рубрикатор
(dc.subject)
qualitative adjectives
Тематический рубрикатор
(dc.subject)
relative adjectives
Тематический рубрикатор
(dc.subject)
functions of color naming lexemes
Тематический рубрикатор
(dc.subject)
symbolism of some color designations
Тематический рубрикатор
(dc.subject)
artistic text
Анализы
Просмотр публикации
Просмотр публикации
Достигнутые страны
Достигнутые города
Наши обязательства и политика в отношении файлов cookie подпадает под действие закона ТР защите персональных данных № 6698.
Да

creativecommons
Bu site altında yer alan tüm kaynaklar Creative Commons Alıntı-GayriTicari-Türetilemez 4.0 Uluslararası Lisansı ile lisanslanmıştır.
Platforms