ХХ век привнес заметное количество новых идей и аспектов в изучение цвета, а именно формирование собственных методов и подходов к изучению цвета в каждой отрасли знания. Цвет стал рассматриваться как знак, или символ, который способен передавать дополнительные смыслы, помимо традиционного названия цвета. Отмечается, что «цвет превратился из средства изображения в средство выражения». Актуальность исследования обусловлена важностью функциональной предназначенности цветолексем в художественном тексте, являющиеся выражением философско-мировоззренческой концепции автора. Объектом работы стала цветопись избранного произведения, нормативное и индивидуально-авторское ее использование в тексте. Целью данной статьи является анализ средств и форм формирования цветовой картины мира И. А. Бунина в рассказе «Чистый понедельник», при помощи таких теорий как: теория функциональных стилей, теория дискурса, теория грамматики конструкций. Задачи: определить цветовые концепты, объективирующие индивидуальный речевой опыт писателя; установить взаимодействие грамматического, смыслового принципов в функционировании тех или иных цветолексем. Результаты: цветовая палитра представлена лексемами белый, серый, голубой, малиновый, розовый, гранатовый и некоторыми другими (всего около 20 слов). Установлено, что выбор лексем и словосочетаний определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: цветолексемы могут иметь разное значение: номинативное, оценочное и символическое. В художественном тексте реализуются, как правило, все значения. В зависимости от синтагматики одни цветолексемы выполняют чисто номинативную функцию, другие - полифункциональны за счет включения оценочной семы. Символическое значение может преобладать над другими значениями.
Название публикации (dc.title) | Цветолексемы в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» |
Автор/ы (dc.contributor.yazarlar) | Айнура Кабатай кызы |
Вид публикации (dc.type) | Makale |
Язык (dc.language) | Rusça |
Год публикации (dc.date.issued) | 2022 |
Национальный/Международный (dc.identifier.ulusaluluslararasi) | Uluslararası |
Источник (dc.relation.journal) | Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice |
Номер (dc.identifier.issue) | 8 |
Том/№ (dc.identifier.volume) | 8 |
Страница (dc.identifier.startpage) | 483-489 |
ISSN/ISBN (dc.identifier.issn) | Online ISSN: 2414-2948 |
Издатель (dc.publisher) | Издательский центр «Наука и практика» |
Базы данных (dc.contributor.veritaban) | elibrary |
Вид индекса (dc.identifier.index) | Alan Indeks |
Вид индекса 2 (dc.identifier.Not (Indeks)) | RINS |
Импакт-фактор (dc.identifier.etkifaktoru) | 0,353 / 2021-RINS |
Резюме (dc.description.abstract) | ХХ век привнес заметное количество новых идей и аспектов в изучение цвета, а именно формирование собственных методов и подходов к изучению цвета в каждой отрасли знания. Цвет стал рассматриваться как знак, или символ, который способен передавать дополнительные смыслы, помимо традиционного названия цвета. Отмечается, что «цвет превратился из средства изображения в средство выражения». Актуальность исследования обусловлена важностью функциональной предназначенности цветолексем в художественном тексте, являющиеся выражением философско-мировоззренческой концепции автора. Объектом работы стала цветопись избранного произведения, нормативное и индивидуально-авторское ее использование в тексте. Целью данной статьи является анализ средств и форм формирования цветовой картины мира И. А. Бунина в рассказе «Чистый понедельник», при помощи таких теорий как: теория функциональных стилей, теория дискурса, теория грамматики конструкций. Задачи: определить цветовые концепты, объективирующие индивидуальный речевой опыт писателя; установить взаимодействие грамматического, смыслового принципов в функционировании тех или иных цветолексем. Результаты: цветовая палитра представлена лексемами белый, серый, голубой, малиновый, розовый, гранатовый и некоторыми другими (всего около 20 слов). Установлено, что выбор лексем и словосочетаний определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: цветолексемы могут иметь разное значение: номинативное, оценочное и символическое. В художественном тексте реализуются, как правило, все значения. В зависимости от синтагматики одни цветолексемы выполняют чисто номинативную функцию, другие - полифункциональны за счет включения оценочной семы. Символическое значение может преобладать над другими значениями. |
URL (dc.rights) | https://www.elibrary.ru/item.asp?id49321452 |
DOI (dc.identifier.doi) | 10.33619/2414-2948/81/52 |
Факультет / Институт (dc.identifier.fakulte) | İletişim Fakültesi |
Кафедра (dc.identifier.bolum) | Gazetecilik Bölümü |
Автор(ы) в учреждении (dc.contributor.author) | Aynura Kabatay Kızı |
№ регистрации (dc.identifier.kayitno) | BL619B3C0F |
Дата регистрации (dc.date.available) | 2022-09-12 |
Заметка (Год публикации) (dc.identifier.notyayinyili) | 2022 |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | color lexemes |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | qualitative adjectives |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | relative adjectives |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | functions of color naming lexemes |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | symbolism of some color designations |
Тематический рубрикатор (dc.subject) | artistic text |