Анализируется один из элементов погребального обряда кочевников Тянь-Шаня. В эпоху раннего железа, Великого переселения народов и в Средние века здесь существовали устойчивые традиции, связанные с поло-жением погребальной пищи рядом с погребенным. В этом качестве использовали определенную часть туши овцы или барана. При раскопках рядовых курганов раннего железного века часто встречается курдючная часть туши (крестец), которая нередко обнаруживалась и в женских погребениях. В курганах первой половины I тыс. н. э. найдены бедренная кость и крестец. Рядом с умершим клали также вырубленный фрагмент замкнутой части тазовой кости. Исследования курганов тюрок Тянь-Шаня и, прежде всего, курганов, содержащих погребения человека с конем, показывают характерное использование тюрками в VII–IX вв. большой берцовой кости. В по-гребениях, датированных XIII–XIV вв., берцовая кость часто фиксируется у изголовья. В некоторых могильниках рядом с берцовой костью обнаруживалась и лопатка. В женских погребениях в районе поясницы и тазобед-ренного сустава в ямочке размещались 2–3 позвонка барана. Положение рядом с умершими берцовой кости в первой половине II тыс. н. э. является признаком, характерным для тюрок раннего Средневековья и поздних ко-чевников Забайкалья. По всей вероятности, этот обряд, начало которому было положено тюрками, в монгольской среде получил более длительное бытование. Размещение отдельных частей туши барана в погребении было непосредственно связано с порядком распределения мяса для угощения гостей и родственников, где учитывались их статус, возраст. Отдельные элементы этой традиции сохранились в культуре кыргызов до сих пор.
Publication Name (dc.title) | Традиции, связанные с животными, в погребальной практике кочевников Тянь-Шаня = TRADITIONS WITH ANIMALS IN BURIALS OF TIEN-SHAN NOMADS |
Author/s (dc.contributor.yazarlar) | Табалдиев Кубатбек Шакиевич |
Publication type (dc.type) | Makale |
Language (dc.language) | Rusça |
Publication year (dc.date.issued) | 2013 |
National/International (dc.identifier.ulusaluluslararasi) | Uluslararası |
Source (dc.relation.journal) | Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya / Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология |
Number (dc.identifier.issue) | 3 |
Volume/Issue (dc.identifier.volume) | 12 |
Page (dc.identifier.startpage) | 157-167 |
ISSN/ISBN (dc.identifier.issn) | ISSN: 1818-7919 |
Publisher (dc.publisher) | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
Databases (dc.contributor.veritaban) | Web of Science - Russian Science Citation Index |
Databases (dc.contributor.veritaban) | eLibrary |
Index Type (dc.identifier.index) | Alan Indeks |
Index Type 2 (dc.identifier.Not (Indeks)) | RSCI |
Abstract (dc.description.abstract) | Анализируется один из элементов погребального обряда кочевников Тянь-Шаня. В эпоху раннего железа, Великого переселения народов и в Средние века здесь существовали устойчивые традиции, связанные с поло-жением погребальной пищи рядом с погребенным. В этом качестве использовали определенную часть туши овцы или барана. При раскопках рядовых курганов раннего железного века часто встречается курдючная часть туши (крестец), которая нередко обнаруживалась и в женских погребениях. В курганах первой половины I тыс. н. э. найдены бедренная кость и крестец. Рядом с умершим клали также вырубленный фрагмент замкнутой части тазовой кости. Исследования курганов тюрок Тянь-Шаня и, прежде всего, курганов, содержащих погребения человека с конем, показывают характерное использование тюрками в VII–IX вв. большой берцовой кости. В по-гребениях, датированных XIII–XIV вв., берцовая кость часто фиксируется у изголовья. В некоторых могильниках рядом с берцовой костью обнаруживалась и лопатка. В женских погребениях в районе поясницы и тазобед-ренного сустава в ямочке размещались 2–3 позвонка барана. Положение рядом с умершими берцовой кости в первой половине II тыс. н. э. является признаком, характерным для тюрок раннего Средневековья и поздних ко-чевников Забайкалья. По всей вероятности, этот обряд, начало которому было положено тюрками, в монгольской среде получил более длительное бытование. Размещение отдельных частей туши барана в погребении было непосредственно связано с порядком распределения мяса для угощения гостей и родственников, где учитывались их статус, возраст. Отдельные элементы этой традиции сохранились в культуре кыргызов до сих пор. |
URL (dc.rights) | http://elibrary.ru/item.asp?id=20159100 |
Faculty / Institute (dc.identifier.fakulte) | Edebiyat Fakültesi |
Department (dc.identifier.bolum) | Tarih Bölümü |
Author(s) in the Institution (dc.contributor.author) | Kubatbek TABALDİYEV |
Kayıt No (dc.identifier.kayitno) | BLACE93974 |
Record Add Date (dc.date.available) | 2017-02-20 |
Notes (Publication year) (dc.identifier.notyayinyili) | 2013 |
Subject Headings (dc.subject) | Tien Shan |
Subject Headings (dc.subject) | Kyrgyzstan |
Subject Headings (dc.subject) | ancient and medieval nomads |
Subject Headings (dc.subject) | funeral rite |
Subject Headings (dc.subject) | bones of domestic animals in burials |
Subject Headings (dc.subject) | sheep tibia |